Использование ИКТ в деятельности классного руководителя

Научно-технический прогресс на протяжении последних десятилетий активно вторгается в жизнь мирового сообщества, проникая все больше и больше в разные сферы человеческой жизнедеятельности, в том числе и образования.

В реализации воспитательно-образовательной деятельности классный руководитель является одним из субъектов управления, который осуществляет непосредственное руководство ученическим коллективом – классом. В этой деятельности классный руководитель осуществляет не только тесную связь с администрацией образовательной организации, учителями-предметниками, родителями и обучающимися, но и работает с огромным количеством информации и документов, сопровождающими все эти взаимодействия.

Оптимизировать работу с потоком информации и документооборотом позволяет повсеместное использование информационных технологий в организации воспитательной работы, которое  само по себе новым уже не является, их использует каждый классный руководитель.

Современные информационные технологии призваны помочь классному руководителю ориентироваться в бесконечном потоке информации, и, самое главное, экономить драгоценное время. Эффективность использования информационных технологий в работе классного руководителя зависит от четкого представления о роли и месте, которое они могут и должны занимать в его деятельности.

Диапазон использования информационных технологий в работе классного руководителя достаточно широк, они выступают как средство:

  • для создания информационно-методических материалов и документов;
  • обеспечения наглядности;
  • поиска, обработки и хранения информации;
  • коммуникации.

В ежедневной работе классный руководитель часто обращается к многочисленным данным об обучающихся класса, их родителях, занятости воспитанников во внеурочное время и т.д. Для облегчения задачи в 2018-2019 учебном году Старобачатская средняя общеобразовательная школа стала площадкой по реализации  инновационного проекта «Электронный документооборот в школе».

С 2018 года школа полностью перешла на электронный документооборот, используя портал Электронная школа 2.0, разработанный компанией «Мирит» г.Кемерово. Для педагогов ЭШ 2.0 – это электронная версия школьного журнала с дополнительными возможностями. Целью внедрения электронного журнала является постепенный переход от бумажной к электронной форме учета успеваемости и посещаемости обучающихся, автоматизация рутинных вычислительных процессов.

 В нашей школе созданы максимальные условия для работы педагогов, классных руководителей  с «Электронным журналом». Почти в каждом кабинете имеется компьютер, подключенный к сети Интернет.

 Портал Электронная школа 2.0 представляет разнообразные функции как для администрации, учителей, так же для школьников и их родителей: 

  • Электронный журнал
  • Электронный дневник
  • Домашнее задание
  • Сообщения
  • Файлы
  • Отчеты и т.д.

Из перечисленных функций активно используются классными руководителями большинство. Сочетаясь между собой, они и создают возможность дистанционного воспитания и образования.

 Раздел «Персонал» содержит всю информацию о педагогических работниках, что очень удобно, так как при необходимости можно просмотреть информацию об их образовании, аттестации, курсах повышения квалификации, портфолио.

 В ЭШ 2.0 можно просмотреть штатное расписание, учебный план и приказы на зачисление и отчисление обучающихся.

 Раздел  «Отчеты», пожалуй, самый необходимый и полезный в работе директора школы и его заместителей. В нем легко отследить движение обучающихся по школе, наполняемость по классам, состояние здоровья, список обучающихся на определенную дату.

А также отчёты о проведении уроков в конкретный день, о выполнении учебного плана; учёт учебных часов преподавателей, их недельную нагрузку, календарно-тематическое планирование; текущую и итоговую успеваемость, посещаемость обучающихся; заполнение и ведение журнала.

 В электронном журнале классный руководитель может посмотреть личные сведения об обучающихся класса, их родителях. Здесь же классный руководитель может пополнить Портфолио ребенка, открыв раздел «Достижения».

Кроме того в разделе «События» размещаются общешкольные мероприятия, заложенные в план воспитательной работы школы, которые классные руководители вносят в свой дневник дел. В этом разделе можно увидеть участников мероприятий, их рейтинг, статистику, результаты.

24 августа на региональном педагогическом совете выступил Александр Петрович Хмелев, генеральный директор ООО «Мирит», который рассказал «Как начать учебный год в электронной школе 2.0: позитивные изменения, работа над ошибками прошлого года». Наша школа и дальше будет продолжать работу в Электронной школе 2.0, но с новыми изменениями, это станет проще и удобнее.

 В 2019-2020 учебном году в рамках инновационного проекта для использования в школьной сети был создан собственный продукт «Электронный дневник классного руководителя», в который  входит вся нужная информация, которую необходимо периодически лишь обновлять, а не создавать заново. Он включает разделы, представленные на слайде.

Все ссылки на страницы активны, что позволяет оперативно найти нужную информацию. На каждой странице есть кнопка «Содержание», с помощью которой легко вернуться обратно. Некоторые разделы «Дневника» содержат единую для всех классных руководителей информацию. Такие как «Циклограмма классного руководителя», «Направления воспитательной работы школы». В разделе «Портрет выпускника» (соответствующий требованиям  ФГОС) классному руководителю нужно только выбрать необходимую характеристику выпускника в зависимости от уровня образования: начального, основного или среднего. В разделе  «Краткая характеристика класса» дан шаблон, в который классному руководителю необходимо внести данные.

 Облегчает работу классного руководителя и тот момент, что при внесении фамилии и имени ребенка в первом разделе, в остальных разделах список появляется автоматически. В разделе «Изучение личности обучающегося» подсчет среднего балла и уровня воспитанности так же выполняется автоматически.  К этому разделу дано Приложение, таблица «Диагностическая программа изучения уровней воспитанности обучающихся», которая поможет классному руководителю оценить показатели воспитанности.

 Одним из неудобств использования «Электронного дневника классного руководителя» являлось то, что педагогам приходилось отправлять дневник на проверку заместителю директора по воспитательной работе либо по электронной почте, либо приносить на флешке.

 В новом 2020-2021 учебном году «Электронный дневник» перенесен на Google Таблицы. Это позволит еще больше сэкономить время.

 Как вы могли убедиться, «Электронный журнал» и «Электронный дневник  классного руководителя» представляют самые широкие возможности для школы.

 Без сомнения, использование информационных систем в образовании значительно упрощает работу по сбору и обработке информации, позволяет более грамотно планировать свою деятельность и анализировать проделанную работу. Но главное – это экономит временные ресурсы классного руководителя, позволяя сосредотачиваться на создании условий для самореализации и саморазвития личности обучающегося, его успешной реализации в обществе.

Презентация  ссылка